Размер шрифта: A A A
Цветовая схема:
12 марта 2018 г.

Детский страх

Страх – это абсолютно нормальное (в большинстве случаев) внутреннее эмоциональное состояние, которое время от времени испытывают как дети, так и взрослые.

Но страхи бывают разные. Самый сильный базовый страх любого ребенка –  быть оставленным родителями, ненужным им, нелюбимым. Этот детский страх сравним по силе со страхом смерти.

К сожалению, многие взрослые в моменты собственной слабости и бессилия используют этот детский страх, желая добиться от ребенка послушания.

Кто из нас не слышал этих традиционных родительских угроз:

«Будешь так вести себя, отдам дяде-полицейскому!» 
«Сейчас тебя собака съест!» 
«Будешь грызть ногти, отвезу в больницу и отдам врачам!»
«Будешь ходить по лужам, заболеешь и умрешь!»
«Будешь так кричать и шуметь, баба-яга заберет!»
«Если ты сейчас же не прекратишь, я уйду и оставлю тебя одного!»
 

Дальше еще ярче и эмоциональнее:

«Ты меня в могилу сведешь!»
«Ты что, хочешь моей смерти?!»
 

Эффект от такого проявления слабости родителей обычно печальный.

Краткосрочный – ребенок плачет, жмется к родителям, устраивает истерику.

Долгосрочный – при слабой нервной системе —  у ребенка «откуда-то» возникают особенно упорные страхи. При сильной нервной системе — ребенок научается легко врать и сочинять.  Он ведь теперь знает, что это нормально — добиваться ложью своей цели. И тогда просто бессмысленно говорить ему, как это важно — быть честным… Свой урок «честности» он уже получил. 

Так же встречаются: страх воды (купаться, мыть голову), страх вымышленных существ (домовой, баба-яга и тд), страх темноты, страх остаться одному, страх других людей (например - врачей), животных, насекомых. Часто эти страхи не имеют под собой реального основания. Но от этого само чувство страха, испытываемое ребенком совсем не вымышленное, а сильное и настоящее.

У детей постарше (подростков) нередко бывают страхи выступления перед аудиторией, общения, проявления себя на людях. И конечно, страх бывает в ситуации реальной угрозы (страх взрывов во время войны, страх зверей в темном диком лесу, страх другого человека, когда он действительно несет опасность, страх высоты, и т.д.)

И третья группа страхов – это детские страхи при психических заболеваниях. В этом случае ребенок слышит голоса, которые говорят что-то про него или между собой и видит что-то, чего нет на самом деле (галлюцинации). В этом случае лучше не медлить, а обратиться к специалисту. Но даже в этом случае, часто мы имеем дело с особенно бурной детской фантазией. Но подстраховаться, все- таки, стоит.

К счастью, большинство  детских страхов  обычно проходят сами.

Но зачастую именно реакция родителей усугубляет ситуацию и не позволяет ребенку преодолеть, перерасти свой страх.

Правила поведения, помогающие ребенку перестать бояться:

1. Помочь ребенку понять, что страх – это нормальная эмоция, которую время от времени испытывают все. Говорить об этом, приводить примеры, в которых обязательно страх, в конце концов побежден.

 2. Нужно помочь ребенку познакомиться со своим страхом. Бесполезно уговаривать ребенка: «Не бойся, там ничего нет» или «Не бойся, это просто водичка». Ребенок все равно будет продолжать бояться. Пусть он расскажет Вам в красках, со всеми подробностями чего именно он боится. Какими бы абсурдными не казались Вам эти фантазии, будьте серьезны и задавайте ребенку наводящие вопросы, например: «Где живет это существо? Какого оно размера, цвета? Чем оно опасно? А что оно хочет? И какие у него есть хорошие черты? И т.д.»

Ошибка многих родителей в том, что они смеются над детскими страхами, не считают нужным говорить об этой ерунде, побуждая этим ребенка замкнуться в себе вместе со своим страхом…

Если ребенку сложно говорить об этом, попросите его нарисовать или слепить то, чего он боится, и потом поговорите с ним об этом. Или пусть расскажет сказку о своем страхе.

3.    Позволить ребенку испытать страх, прожить его, находясь рядом и поддерживая.

4.    Если ребенок испытывает страх в ситуации реальной опасности, то важно проигрывать пугающее событие и вместе тренировать способы преодоления опасности. Например, если ваш город бомбят во время войны и ребенок боится взрывов, то важно говорить с ним об этом (о том, как вы будете действовать, когда начнутся взрывы) и реально готовиться к этой ситуации (например: лечь на землю, прикрыв голову руками, добежать до убежища, подумать и приготовить вместе необходимые вещи, чтобы в случае возникновения опасности не тратить время на сборы и т.д.)

5.    Ни в коем случае не стыдить ребенка, не называть трусом и даже трусишкой:). И не рассказывать о его страхе другим людям в присутствии ребенка.

Дорогие родители, такое поведение приведет не только к снижению интенсивности страха, но и к  сближению с ребенком, большему пониманию и доверию между вами!

 

Информацию подготовила педагог-психолог Е.Ю.Бусарева

 

Если Вам нужна психологическая поддержка или помощь в вопросах воспитания и развития детей,

Вы можете позвонить в службу Телефона доверия или записаться на прием к психологу по телефону 8 800 2000 122.

Поделиться в соцсетях:

Актуальные новости