Размер шрифта: A A A
Цветовая схема:
19 февраля 2018 г.

Домашнее насилие в отношении детей и его последствия

Детство является таким этапом в жизни человека, когда  формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни. В тоже время это период, когда ребенок в силу своего социального статуса находится в зависимости от взрослых, нуждается в их поддержке и защите. Но в суровой действительности многие дети переживают насилие, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых. При этом часто эти злоупотребления исходят от самых близких для ребенка людей – от родителей.  

Описание: 4Насилие над детьми в семье – умышленное действие или бездействие родителей, наносящее ущерб физическому или психическому развитию ребенка

Проблема представляется чрезвычайно важной в связи с тем, что перенесенное в детстве насилие оказывает сильное влияние на психологическое самочувствие и общее развитие детей и не может не повлиять на всю их дальнейшую жизнь. Происходит деформация личности детей, пострадавших от домашнего насилия.

Для детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны родителей, семья играет травмирующую роль и становится источником отрицательного воздействия на ребенка, препятствует здоровой социализации личности ребенка, тем самым создавая угрозу здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка.

Основной причиной жестокого обращения с детьми является внутренняя агрессивность взрослого – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступности чего-то желаемого.

В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

1. Пренебрежение нуждами ребенкаэто хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

2. Экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и права распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

3. Психологическое насилие: 

Описание: 2

4. Физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, а также любое нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим уход. 

5. Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Опыт насилия, приобретённый ребёнком, имеет для него ближайшие и отдалённые последствия. Ближайшие последствия проявляют себя как симптомы посттравматического стрессового расстройства, проявляющиеся в виде острых реакций на травму, а отдаленные последствия насилия проявляют себя в виде стойких нарушений на физическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом и социальном уровне.

Физические последствияизменения в физическом здоровье и развитии ребёнка: задержка физического, речевого или моторного развития; нарушения работы и развития нервной и других жизненно важных систем организма; появление неврозоподобной симптоматики (расстройства аппетита, сна, различные тики и т. д.); приобретение психосоматических заболеваний; приобретение физических травм и увечий.

Когнитивные последствия – изменения в познавательной сфере и в системе представлений о мире и себе: трудности концентрации внимания, ухудшение памяти; снижение успеваемости; задержка интеллектуального развития; формирование искажённых (негативных и иррациональных) представлений о себе и об окружающем мире.

Эмоциональные последствия это негативные изменения в эмоциональной сфере и в самовосприятии: эмоциональная холодность или взрывные реакции;  повышенная тревожность, страхи, приступы гнева и ярости, чувства вины, стыда, беспомощности, агрессия в адрес других и себя; неумение сопереживать; психическое застывание, нечувствительность, пассивность; неуверенность в своих силах, снижение самооценки.

Поведенческие последствияустойчивые негативные изменения в поведении ребёнка: снижение успеваемости и проблемы с учёбой; самодеструктивное поведение, агрессия по отношению к людям и животным; «жертвенное» и зависимое поведение; занятие проституцией; низкий социальный статус; побеги из дома; уход в наркоманию и алкоголизм; суицидальные попытки.

Социальные последствияизменения в способностях ребёнка строить эффективные социальные отношения: тенденция к изоляции от социальных контактов из-за депрессии и травмированного образа себя; сложности в создании отношений из-за агрессивного поведения и импульсивности; сложности в завязывании устойчивых отношений из-за недоверия  и нарушенной самооценки.

В итоге воспроизведение и тиражирование насильственных действий в собственных семьях и с собственными детьми.

Информацию подготовила педагог-психолог, заведующий стационарным отделением Л.А. Агеева

 

Если Вам нужна психологическая поддержка или помощь в вопросах воспитания и развития детей,

Вы можете позвонить в службу Телефона доверия или записаться на прием к психологу по телефону 8 800 2000 122.

 

Поделиться в соцсетях:

Актуальные новости