4 июня 2018 г.

Основные принципы взаимодействия с ребёнком

Для того чтобы ваше взаимодействие с ребёнком было эффективным, бесконфликтным, способствовало его росту и развитию, стоит обратить внимание на пять принципов:

  1. Принятие – основа взаимодействия с любым ребёнком. Принятие ребёнка означает реалистичное признание всех его особенностей, способностей и интересов. Принимающий родитель помогает развитию сильных сторон сына или дочери, а не пытается переделать его, искоренить какие-то черты или «вылепить» из ребёнка лидера, гения, копию себя.
  2. Осознанность собственных действий. Родительская осознанность означает, что вы, как родитель, в каждый момент времени понимаете причины и последствия своих воспитательных действий и эмоций по отношению к ребёнку. Разумеется, ребёнку нужно научиться понимать рамки и границы, увидеть основные ориентиры. Важно в требованиях к ребенку соблюдать разумность и обоснованность. Если необоснованных требований и рамок много, они не дифференцируются ребенком и все становятся для него принципиальными. В таких случаях существует 2 варианта развития событий: 1) ребёнок постоянно будет бояться сделать что-то не так, что ведёт к избеганию любой активности и инициативы («всё равно что-либо нарушу, лучше ничего не делать»); 2) ребенок перестанет обращать внимания на ограничения и требования и станет «неуправляемым» («всё равно что-либо нарушу, но зато буду делать, что хочу»).

Другая сфера, где осознанность стоит развивать – эмоциональные переживания. У родителей (по разным причинам, связанным с детьми: плохо учится или плохо себя ведёт, так и не связанным: проблемы на работе, устал) возникают негативные эмоции и проще всего их выплеснуть на детей.

  1. Систематичность и последовательность в отношении ребёнка. Капля камень точит – это высказывание знакомо абсолютно всем. Принцип очень прост, если вы хотите получить определенный результат – будьте последовательны и добивайтесь его систематически. Причём этот принцип касается не только требований, и даже не столько требований, сколько моделирования поведения ребенка своим собственным примером.
  2. Умение слушать и слышать своего ребёнка.  Очень хорошо, если мы внимательно относимся к тому, что «говорит» наш ребёнок, и строим своё поведение исходя не только из своих интересов, но и учитывая мнение малыша. Причём, чем старше ребёнок, тем значимее для него то, что родители готовы его услышать. Взаимодействие с ребёнком любого возраста максимально эффективно, когда строится на основе договора. Чем старше ребёнок, тем для него это важнее. Договор предполагает обозначение интересов родителей, уточнение и учёт интересов ребёнка, и совместное нахождение удовлетворяющего обе стороны решения.
  3. Готовность развиваться самому. Рядом с нами растёт и развивается личность. Это чудо уже с первых минут жизни, самим своим существованием предъявляет к нам незнакомые ранее требования. Меняется все… Успешное выполнение родительской роли невозможно раз и навсегда. По мере того, как из беспомощного существа наш ребёнок вырастает в самостоятельную, имеющую интересы и ценности, заявляющую о своих правах уникальную личность, родительские заботы и обязанности также претерпевают колоссальные изменения. Если малышу важнее всего забота, внимание, мы полностью отвечаем за него, а значит, имеем полное право на контроль, то подростку уже необходимо доверие, признание его уникальности и ценности, а также передача ответственности, а значит снижение родительского контроля.

Результативное взаимодействие с ребёнком

глубоко творческий процесс!

Поделиться в соцсетях:

Актуальные новости