Бороться с непослушанием можно и нужно последовательно и эффективно без крика и телесных наказаний.
Существуют приёмы, стимулирующие положительное поведение ребёнка:
ПОХВАЛА:
-
Вербальная – когда мы говорим ребенку (подростку), что им довольны;
-
Невербальная – улыбка, подмигивание, кивок и др.;
-
Физическая – объятия, поцелуи, похлопывания по плечу, рукопожатия и др.;
-
Передача положительных эмоций – когда мы говорим детям, как они поднимают нам настроение, как они нам дороги, как мы их любим и др.;
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ:
-
Привилегии – больше поспать утром, если установлен строгий режим дня, больше времени на игру в компьютер, просмотр телевизионных передач и др.;
-
Материальное – не должно быть очень частым (чем в более позднем возрасте к этому прийти, тем лучше для ребёнка);
ИГНОРИРОВАНИЕ:
-
Используем, когда поведение ребёнка направлено на привлечение внимания родителя в форме негативного самопредъявления.
-
Игнорирование не уместно, когда поведение может:
-
Нанести вред ребёнку или окружающим;
-
Привести к уничтожению имущества;
-
Когда мотив поведения – не борьба ребёнка за внимание
За что нельзя наказывать ребёнка
-
За то, за что взрослый не был бы наказан: за нежелание есть или спать, за поломку ребёнком его же собственной игрушки, за то, что он дружит с тем, кто не нравится его родителям и т.д.;
-
За проступки, совершенные непреднамеренно или по незнанию (не ругайте ребенка, а спокойно объясните, почему этого делать нельзя);
-
За проступки, даже весьма серьёзные, но совершенные им впервые, если ребенок сам сознался в них, обнаруживает горячее раскаяние и стремится исправить причинённый вред;
-
За проявление болезни или невротической привычки (например, за то, что ребенок мочится в постель, сосёт палец, грызёт ногти, гиперактивен, импульсивен, заикается, будит семью ночными криками из-за снящихся ему кошмаров и др.);
-
За естественную познавательную активность (например, ребёнок хочет познать функции какого-то предмета и случайно ломает его, изучает свои половые органы и др.);
-
За предполагаемые проступки – если Вы не были непосредственным свидетелем «преступления» Вашего ребёнка, явные улики, подтверждающие его вину, отсутствуют, не наказывайте его с чужих слов. Лучше не наказать виновного, чем наказать невиновного;
-
За непослушание, неповиновение само по себе. Ребенок не робот и не должен слушаться родителей немедленно и беспрекословно. Следует мотивировать свои требования, а не говорить: «Делай, потому что я велю!»;
-
За бездействие, безделье – наказание здесь совсем неэффективно, а только усугубляет ситуацию;
-
Если у Вас есть сомнение, наказывать или нет – лучше не наказывать;
-
За один раз – одно наказание. Даже если ребенок совершил сразу великое множество ужасных проступков, он наказывается, может быть и сурово, но только один раз за все сразу;
-
Наказан – прощён. Если Вы уже наказали ребёнка, инцидент исчерпан, никогда и ни при каких обстоятельствах больше не пеняйте ребёнку за его прошлые проступки.
Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям. Ребёнок и родитель имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха и насилия. Жестокость родителей порождает жестокость детей – порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за своё поруганное детство, коверкая жизнь другим людям – эстафета ненависти и жестокости продолжается…
ПОД ВОСПИТАНИЕМ ВЗРОСЛЫЕ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ НЕ НАКАЗАНИЕ, А РАЗЪЯСНЕНИЕ, КАК МОЖНО ПОСТУПАТЬ, А КАК НЕЛЬЗЯ И ПОЧЕМУ!
Информацию подготовила педагог-психолог, заведующий стационарным отделением Л.А.Агеева.
Если Вам нужна психологическая поддержка или помощь в вопросах воспитания и развития детей,
Вы можете позвонить в службу Телефона доверия или записаться на прием к психологу
по телефону 8 800 2000 122