Какие сложности с соблюдением режима сна возникают у дошкольников?
Ребёнку тяжело вставать по утрам
Одна из частых проблем детсадовских детей состоит в том, что ребёнок не просыпается утром самостоятельно. Его приходится будить, это сопровождается плохим настроением, капризами или даже слезами. Причин может быть несколько: некорректный для малыша режим, слишком позднее укладывание, неправильно организованное пробуждение.
-
В первую очередь обратите внимание на корректность режима ребёнка. Возможно, малыш просто не успевает как следует отдохнуть за ночь. Тщательно проанализируйте режимы сна и бодрствования, посвятите некоторое время их правильной организации, чтобы ребёнок не испытывал нехватку сна.
-
Малышу, который привык поздно ложиться и поздно вставать, просыпаться рано будет очень сложно. Поможет раннее укладывание. Оно благотворно сказывается на качестве сна ребёнка, так как предотвращает вечернее «перегуливание» и тем самым помогает легче заснуть. Раннее укладывание в этом возрасте – это засыпание не позднее 21.00 при наличии дневного сна, а если малыш не спал днем, то не позже 19:30–20:00. Родителям нужно интересоваться у воспитателей, поспал ли ребенок днем, чтобы уложить его на ночь, ориентируясь на суточную норму сна.
-
Лучше не будить ребёнка, а создавать условия для пробуждения: за 15–20 минут до времени подъема откройте дверь в комнату, где спит ребёнок, распахните шторы, включите негромкую музыку, разговаривайте. Домашние звуки помогут ребенку мягко выйти из сна.
Ребёнок спит днем в детском саду, но вечером засыпает с трудом
Ещё одной проблемой, с которой сталкиваются родители «садовского» ребёнка, является тяжелое вечернее укладывание, если малыш поспал в садике.
Причинами могут быть: неподходящее время пробуждения, эмоциональное перевозбуждение, недостаток физической активности, недостаточное расслабление перед сном.
-
Правильно ли организован режим сна ребенка? Если малыш встает в 8, еще спит в садике 2 часа, то заснуть он сможет не раньше 22 часов. Чтобы обеспечить более раннее и более легкое укладывание, вставать утром лучше на час-полтора раньше.
-
Если режим построен правильно, но засыпать малышу все равно трудно, дело может быть в эмоциональном перевозбуждении. Дети устают от интенсивного общения со сверстниками, в садике им необходимо постоянно следить за своими эмоциями и желаниями, контролировать свою двигательную активность. У ребёнка накапливается психоэмоциональное утомление, что может привести к перевозбуждению, мешающему заснуть. Если физическая усталость идет на пользу здоровому сну, то эмоциональная усталость, наоборот, заснуть мешает. Чтобы обеспечить малышу легкое засыпание, в течение дня не перегружайте его развивающими занятиями, а непосредственно перед сном исключите просмотр телевизора и игры с планшетом.
-
Выделите в режиме дня достаточно времени для прогулок на свежем воздухе, чтобы малыш мог вдоволь набегаться. Однако заканчивать активное бодрствование нужно как минимум за час до сна, чтобы обеспечить «мостик» от дневной активности к ночному покою и избежать перевозбуждения.
Для достижения спокойного, расслабленного состояния, необходимого для засыпания, можно читать малышу, рассказывать сказки, собирать несложные пазлы, сделать легкий массаж, послушать негромкую спокойную музыку.
Продолжение следует...
Информация подготовлена медицинской сестрой стационарного отделения Сундеевой И.Л.