20 марта 2024 г.

Что такое семья

         На вопрос что такое семья каждый может ответить по-разному. В науке у этого понятия есть конкретное определение: это группа связанных прямыми родственными узами и общностью быта людей, взрослые члены которой берут на себя обязанности по уходу за детьми. Отношения между ними возникают на основе кровной связи (братья, сестры, бабушки, дедушки) или при заключении брака. За этим «сухим» определением не увидеть, что семья это не только про общность быта, но и про взаимную любовь и поддержку, про понимание и наставление, про твёрдую опору в новых начинаниях и неудачах.

         Семейный круг тоже воспринимается каждым по-своему: для кого-то существует лишь нуклеарное представление о семье – это когда в неё входят лишь супруги и их дети; для кого-то семьей может называться многопоколенная родственная структура, в которую входят бабушки, дедушки и другие, связанные кровными узами, члены.

         Во всех этих значениях у семьи остается очень важная роль – формирование будущих поколений, что требует большой ответственности со стороны взрослых членов семьи.

         Семья для ребенка –  это место его рождения и основная среда обитания, она определяет очень многое в его жизни. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Любовь родителей – величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

         Семья обеспечивает эмоциональные связи и привязанности. Это те отношения, которые ребенок получает в первые три года жизни, когда он уже может различать то, кто и как к нему относится, кто и что для него делает, в каких условиях он живет. Эти ранние привязанности закладывают основу его будущих отношений с другими людьми, по образу и подобию отношений в семье. Если в детстве не удалось создать такие отношения, то в старшем возрасте ребенок столкнется с большими трудностями.

         Семья это основа чувства защищенности. Это чувство развивается на основе привязанностей. Стойкая привязанность уменьшает чувство тревоги, обеспечивает уверенность в собственных силах, формирует чувство защищенности. Это чувство защищенности необходимо ребенку при исследовании окружающего мира, и на основе этого ребенок обучается адекватно реагировать на те или иные ситуации. Родные и близкие являются утешителями в минуты горя или болезни. Если этого чувства нет, ребенок старше трех лет более тревожен при разлуке с матерью, «цепляется» за неё, нуждается постоянно в ее физическом присутствии.

         Семья – это модель поведения и межличностных отношений. Ребенок копирует поведение взрослых, и это происходит как неосознанно в младшем возрасте, так и осознанно в старшем, что в итоге является одним из необходимых элементов личности  идентификации. Пример родительского поведения очень важен как модель реагирования в стрессовой ситуации. Родители же в реальности часто говорят одно, а делают другое. Это может привести к неприятию, развитию отрицательного поведения, к отрицательному формированию характера.

         Семья как источник приобретения жизненного опыта. Интеллект зависит от наследственности и от собственного жизненного опыта ребенка, который в свою очередь зависит от родителей. Родители должны научить ребенка учиться, обретать опыт, воспитывать в нем желание получать знания. На это влияют беседы с детьми, общие занятия, интересы, времяпрепровождение, увлечения. Беседы в виде диалогов способствуют развитию мышления, из них дети получают необходимые знания, речь родителей служит образцом речи для ребенка и формирует характер его собственной речи. Поведение родителей является образцом социального поведения.

         Выстраивание тёплых и доверительных отношений с ребёнком – это основа формирования прочных детско-родительских связей внутри семьи. Ребенок смотрит на мир и вырабатывает свое отношение к жизни через призму того, что происходит в его семье. Важно понимать, что никто из родителей не застрахован от ошибок, значение имеет лишь то, способен ли взрослый «повзрослеть» и вовремя научиться их исправлять. Порой для этого необходима помощь специалиста. По вопросам выстраивания гармоничных детско-родительских отношений вы всегда можете обратиться к нашим психологам по телефону 73-47-40.

 

 

 

Поделиться в соцсетях:

Актуальные новости