Размер шрифта: A A A
Цветовая схема:
30 июня 2021 г.

Как помочь ребёнку справиться со злостью

Злость, гнев – это естественные человеческие чувства, которые все мы периодически испытываем. Эти чувства выражают эмоции, направленные против испытываемой несправедливости, или проявляются как реакция на ситуацию, препятствующую в удовлетворении потребности.

Когда мы, взрослые, испытываем злость, гнев, раздражение – мы чаще всего знаем, что именно с нами происходит и как с этим можно справляться. Мы можем свои чувства: выражать, подавлять, скрывать, рассказывать о них своим друзьям или близкими, мы можем пнуть от злости ногой диван, выкурить сигарету, встать под душ, ударить кулаком по столу, швырнуть вещь и т.д. и т.п. Как правило, мы не проявляем агрессию в адрес других, т.к. не хотим обидеть или боимся ответной реакции.

Дети же, когда их захлёстывают эмоции, не понимают, что с ними происходит, как это называется и что с этим делать. Они могут сказать: «Уйди отсюда», «Ты дурак», «Плохая мама», «Ненавижу тебя», «Я не буду с тобой дружить».

Как чаще всего взрослые реагируют на злость ребёнка:

  • запретом («Нельзя злиться на маму/папу»);
  • осуждением («Как тебе не стыдно!», «Ты сам виноват!»);
  • высмеиванием («А кто это у нас такая злючка-колючка»);
  • попытками отвлечь («Перестань злиться и послушай меня»).

Очень важно, чтобы родители не запрещали ребёнку проявлять чувство злости (да и любые другие чувства тоже), не стыдили его за это и не ругали, а, наоборот, помогли ему. Нужно научиться твёрдо корректировать именно форму поведения, выражения злости: «Ты можешь злиться, но бить никого нельзя, это больно».

Как помочь ребёнку понимать, что с ним происходит и выражать злость?

  1. Отражать его состояние: «Похоже, тебя это здорово разозлило…».
  2. Показывать на собственном примере, научив обозначать чувства словами: «Я сейчас злюсь…».
  3. Предложить ребёнку варианты снятия напряжения и «разрядки»: «Когда ты очень злишься, бить других нельзя. Давай мы с тобой:

– поколотим подушку руками (покидаемся подушкой, попинаем подушку ногами);

– покидаем мягкие игрушки (в корзину, на пол, на диван).

– будем мять в комок листы бумаги (покидаемся бумажными комками в стену или друг в друга);

– порвём бумагу;

– будем обзываться овощами: «Ты – баклажан! Твоя очередь!», «Ты – морковка», «Ты – капуста!»;

– нарисуем того, на кого ты злишься и потом его «зачиркаем»;

– слепим того, на кого ты злишься, а потом его раздавим».

Всё это нужно не просто сказать, а обязательно продемонстрировать ребёнку, вовлекая его в процесс.

Каждый раз, когда вы видите, что ребёнок злится, озвучивайте его чувства, показывайте понимание и поддержку и предлагайте ему какой-нибудь из вариантов выше. Скорее всего, со временем, у него появится свой любимый способ, и он сможет справляться с возникшей злостью без вас.

Таким образом, вы помогаете ребёнку выплеснуть напряжение, разрядить свою негативную эмоцию, и при этом он не причинит вред себе, взрослым или другим детям. Вы показываете, что уважаете чувства ребёнка, но при этом устанавливаете определённые ограничения на их проявление. Вы запрещаете агрессию, но помогаете ребёнку другими путями справляться с чувством злости и проявлять его.

 

 

 

 

 

Поделиться в соцсетях:

Актуальные новости